Протодиакон Андрей Кураев в своем блоге раскритиковал послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. Кураев, в частности, усомнился в тезисе Путина об огромном "цивилизованном и сакральном значении" древнегреческой колонии в Крыму.

"История это не газопровод. Попытка провести историческую линию от Херсонеса до Москвы, тщательно обходя Киев, слишком уж фантастична. Раздумья над этим фрагментом послания президента ставят меня перед выбором: или придется считать, что президентские спичрайтеры набраны из безнадежных троечников, или же придется прийти к выводу о том, что "эта экскурсия велась для колхозников"", – заявил он в своем "Живом журнале".

По словам Путина, "именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом... Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда", - подчеркнул президент.

"Слово "навсегда" как-то сразу подрывает доверие к тексту. Лишь Бог из Своей Вечности может говорить "это – навсегда!". А в человеческой истории границы и союзы склонны меняться", – заметил Кураев.

Протодиакон сравнил речь Путина с речью Муссолини, который 9 мая 1936 года провозгласил воссоздание римского мира, заявив, что "Эфиопия отныне и навсегда принадлежит Италии, вновь ставшей тем, чем она была во времена Юлия Цезаря, Октавиана Августа и Вергилия".

Помимо этого, Кураев назвал опасным сравнение Крыма с Храмовой горой, за которую между мусульманами и иудеями много веков ведется "тяжелейший и неразрешимый конфликт". По мнению протодиакона, придание конфликту "имиджа и мотива сакральной войны" ведет к усугублению конфликта.

"С религиоведческой точки зрения уподобление Херсонесской купели Иерусалимскому храму не кажется убедительным. В иудаизме храм может быть лишь один, – напомнил он. – Однако для православного христианина никаких таких обязанностей перед Корсунью церковными уставами не предусмотрено. В православии вообще нет обязательных мест для паломничества. А те места, что наиболее привлекательны для христианина, находятся много дальше Крыма: на Афоне или на Святой Земле".

Паломники, которые ехали на Афон или Святую Землю в 18-19 веках, в Крым вообще не заходили, напомнил Кураев. Внутри самой православной Российской Империи, по его словам, Киево-Печерская лавра была более почитаемой святыней, чем руины Херсонеса. Наконец, современная историческая наука придерживается версии, что князь Владимир крестился в Киеве, а не в Корсуни, отметил протодиакон.