28 марта 2016 г. в Киеве в конференц-зале Верховной Рады состоялся круглый стол "Приватизация государственных стивидорных компаний. Пути привлечения международных и украинских инвесторов в портовую инфраструктуру".

На мероприятии с докладом выступил управляющий партнер юридической фирмы "АНК", адвокат Александр Кифак.

В рамках своего выступления юрист отметил, какие факторы необходимо учитывать для формирования представления о текущей ситуации, которая сегодня сложилась в отечественных портах. В частности, Александр Кифак назвал следующие:

"1) В результате портовой реформы 2013 года активы каждого морского порта были разделены на две группы:

- стратегические объекты (акватория, причалы, прочие гидротехнические сооружения, коммуникации) – закреплены за Администрацией морских портов (АМПУ) с центральным офисом в Киеве и филиалами в каждом порту;

- нестратегические объекты (в том числе, складские площадки и прочие основные средства в тылу причалов) – остались на балансе государственных стивидорных компаний (ГСК).

2) В результате такого разделения, основная часть доходов от функционирования портов (портовые сборы, плата за эксплуатацию причалов и т.д.) была закреплена за АМПУ. Доходы же ГСК в основном формируются за счет услуг по перевалке грузов и платежей, оплачиваемых частными портовыми операторами за использование инфраструктуры ГСК (в первую очередь, арендная плата).

3) Вследствие этого, доходы ГСК существенно снизились (за счет перераспределения их основной части в пользу АМПУ). Более того, около 20% от оставшихся доходов ГСК вынуждены платить в бюджет в качестве налогов, а 75% от чистой прибыли – в качестве обязательных дивидендов в пользу государства.

4) При этом важно учитывать, что основная часть нынешней инфраструктуры ГСК создавалась еще в советские времена и была рассчитана на грузовые мощности всего Советского Союза. Сегодня, в особенности в свете нынешнего политического и экономического кризиса, экспортный и импортный потенциал Украины не способен обеспечить полноценную загрузку портовых мощностей. В результате, сегодня степень загруженности инфраструктуры отечественных портов в среднем составляет около 50%.

5) Актуальность проблемы неконкурентоспособности украинских портов может значительно возрасти в случае реализации идеи ЕС о строительстве нового международного транспортного коридора Via Carpathia, который должен связать единой автомагистралью европейские порты Балтики и Средиземноморья, поскольку этот проект может привести к еще большему оттоку транзитных грузов из Украины.

6) Все вышеизложенное свидетельствует об острой необходимости модернизации объектов портовой инфраструктуры ГСК (создания новых, реконструкции и перепрофилирования существующих мощностей) для целей повышения привлекательности украинских портов для грузовладельцев и их конкурентоспособности на рынке портовых услуг.