На встрече с Азаровым Президент Украины заявил о неподготовленности пенсионной реформы и о снятии с рассмотрения в парламенте соответствующего закона, Премьеру поручено провести общественное обсуждение проекта реформы.

Оставим в стороне легитимистские притязания Виктора Федоровича – для того, чтобы снять закон с рассмотрения, необходимо соответствующее решение Верховной Рады. Главные последствия инициативы главы государства лежат не в юридической, а в политической плоскости.

Очевидно, что проект пенсионной реформы, к новациям которой относятся увеличение пенсионного возраста для женщин и необходимого для получения пенсии страхового стажа и многое другое не пользуется популярностью в обществе. Причем большинство называет ее не иначе как «реформой Януковича». Очевидно, что широкий электорат с трудом различает инициативы, исходящие непосредственно от Президента, и те, на которые он лишь дал санкцию.

С учетом резкого падения рейтинга нынешней власти вследствие устроенных ею проблем для экономики и бизнеса пенсионная реформа грозит окончательно поставить под угрозу сохранение регионалов у власти.

Однако означает ли приостановка Януковичем рассмотрения реформы, что он готов учитывать мнение общества при ее проведении? На словах – да. Президент говорит, что истинная цель реформы – повысить пенсионное обеспечение тех, кто уже сегодня не может существовать на мизерные пенсии.

Однако это не совсем так. Сама по себе пенсионная реформа связана с катастрофической ситуацией в сфере пенсионных финансов (около 18% ВВП) и неспособностью государства и далее нести бремя нынешней, солидарной, системы пенсионного обеспечения.

Президент об этом не говорит – об этом говорит Сергей Тигипко. Виктор Федорович же может предстать защитником недовольных от тех чиновников. Вот только кто будет этим недовольным, до конца не ясно.

На секунду отвлечемся от пенсионной реформы и вспомним, как регионалы «работали» с антикоррупционным законодательством. Воспользовавшись недовольством некоторых слоев общества жесткими нормами законов, принятых во времена премьерства Тимошенко, они реформировали проект антикоррупционного закона, однако в результате из него исчезли не те положения, которые ограничивали многих рядовых госслужащих, а те, которые не устраивали депутатов, топ-чиновников.

Не исключено, что по результатам «общественного обсуждения» страна получит такой закон о пенсионной реформе, который от нынешнего варианта будет отличаться отказом от ограничения максимальных  пенсий. И тогда цель реформы, которую преследует и о которой не боится говорить Сергей Тигипко, а именно оздоровление госфинансов, будет окончательно выхолощена, и провозглашенные в 2010 году властью реформы сведутся к банальной войне чиновников, использующих популистскую фразеологию, а в действительности все более наступающих на права большинства граждан. Пострадает в результате этого, естественно, не один Тигипко. Жертвенным агнцом может стать правительство в целом и кому, как не Николаю Яновичу, понимать это?