Сообщение о том, что сразу двум не зависимым друг от друга исследовательским проектам удалось изменить вирус птичьего гриппа так, чтобы он мог передаваться от человека человеку, заставило ряд экспертов задаться вопросом: а стоило ли?

Другие полагают, что подобные эксперименты позволяют понять, как H5N1 мог бы адаптироваться к организму человека.

Йен Липкин, директор Центра инфекций и иммунитета при Мейлменовской школе общественного здравоохранения Колумбийского университета (США), говорит, что не стал бы заниматься такими вещами. Одно дело — изучать патологию организма, дабы путём фундаментального исследования понять, каким образом можно снизить риск заражения человека или животного. Другое дело — взять вирус, который не передаётся от человека к человеку и сделать его таковым.

Томас Дэниэлс, содиректор лаборатории векторной экологии Университета Фордхэма(США), придерживается иной точки зрения: нам надо знать, способен ли вирус мутировать так, чтобы передаваться от человека человека, и если да, то как. Впрочем, осторожности это не отменяет.

Детали исследований пока не опубликованы. Национальный научный консультативный совет по биобезопасности США попросил специалистов и научные журналы скрыть подробности, которыми могли бы воспользоваться злоумышленники. Это весьма нетипично, поскольку описание должно быть таким, чтобы эксперимент можно было повторить, но в данном случае, похоже, большинство экспертов согласно с надзорным органом.

Птичий грипп смертельно опасен для птиц. Люди заражаются очень редко, но смертность настолько высока, что медики всякий раз бьют тревогу. По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний, с ноября 2003 года было зарегистрировано около 600 случаев инфицирования. Примерно 60% закончились плачевно.

Первой опасный для млекопитающих вариант H5N1 получила группа Рона Фушье из Медицинского центра им. Эразма (Нидерланды). Их вирус передавался между хорьками даже в отсутствие физического контакта. Об этом учёные сообщили в сентябре на конференции, состоявшейся на Мальте.

Вторыми об успехе объявили исследователи во главе с Ёсихиро Каваокой из университетов Висконсина (США) и Токио (Япония). С докладами они пока не выступали.

Обе работы проводились учёными с мировым именем в условиях повышенной секретности. Риск того, что результаты исследований попадут в руки случайных людей, сведён к минимуму, но нулю не равен, гласит декабрьская редакционная статья журнала Biosecurity and Bioterrorism: Biodefense Strategy, Practice, and Science. Авторы напоминают о выходе штамма вируса гриппа из лаборатории в 1977 году.

Вакцины и противовирусные препараты, эффективные против H5N1, существуют, но они предназначены для борьбы с вирусом, который не в полной мере адаптировался к человеческому организму. Модифицированный вирус способен дать исследователям лучшее представление о том, как подготовиться к мутациям. Однако, по мнению авторов статьи, шанс на создание вакцины, способной предупредить пандемию, не компенсирует риски.

Роберт Вебстер из Детской научно-исследовательской больницы Св. Иуды (США) и многие другие, напротив, считают коллег настоящими учёными и подлинными героями. Этот лагерь напоминает, что смертность в результате страшнейшей эпидемии гриппа 1918 года составляла всего 2,5%, а тут речь идёт о 60%. Сам факт того, что H5N1 способен мутировать самым неприятным образом, стоил того, чтобы его продемонстрировать.LiveScience.