Эксперимент компаний "Энергоатом" и Westinghouse по использованию ядерного топлива американской конструкции в украинских АЭС, созданных по российскому проекту, вызывает настороженность. Об этом заявил директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики член-корреспондент Российской академии наук Леонид Большов на международной конференции "Уроки Чернобыля: аспекты безопасности и экологии" в Киеве.

Специалист считает, что год опытно-промышленной эксплуатации 42-х кассет Westinghouse на третьем блоке Южно-Украинской АЭС пока не позволяет делать выводы об их безопасности. "Пока накопленный опыт недостаточен, чтобы делать какие-то окончательные суждения", - сказал ученый. По его мнению, было бы гораздо спокойнее, если бы топливо, которое предлагает Westinghouse, прошло через анализ ОКБ "Гидропресс" /Подольск, Московская область, разработчик реакторов украинских АЭС - ред./. "Чтобы генеральный конструктор был вовлечен в процесс", - продолжил Л.Большов. Он подчеркнул, что даже небольшое изменение конструкции может иметь неожиданные последствия.

Руководитель института приветствует конкуренцию в сфере разработки ядерного топлива, но при сотрудничестве с разработчиком реакторной установки для обеспечения безопасности. "Конкуренция - дело хорошее. Но когда у нас внутри страны была организована конкуренция – помимо "Гидропресса" в разработку топлива включилось ОКБМ /ОАО "Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова", Нижний Новгород/ - был полный обмен информацией с генеральным конструктором аппарата /"ОКБ "Гидропресс" является также разработчиком реакторов ВВЭР-1000/, поэтому генеральный конструктор как положено отвечал за безопасность", - пояснил Большов. По его словам, "в ситуации сотрудничества Украины и Westinghouse вопрос об ответственности генерального конструктора аппарата не стоит". "Оператор /НАЭК "Энергоатом" - ред./ исключительно самостоятельно принимает решение. Такой опыт уже был на Темелине, где приняли такое же решение, а потом его пришлось менять /АЭС в Чехии перешла на американское ядерное топливо, но досрочно отказалась от него в пользу российского/", - заметил ученый.