8 августа было объявлено, что Президент Украины подписал одиозный закон об основах языковой политики. Одновременно Виктор Янукович заявил, что в закон должны быть внесены изменения. Кабмину было поручено создать группу по их разработке, а также группу по подготовке Госпрограммы развития украинского языка.

Линия, занятая Президентом в языковом вопросе, привлекает в двух моментах.

Во-первых, общая позиция главы государства, удивительно аналогичная позиции, которую он занимал в вопросе освобождения Тимошенко. Когда шел процесс над ней, Виктор Янукович заявлял, в т.ч. западным критикам, что он не может давить на суд, что он может лишь помиловать ее, но для этого должен быть вынесен приговор. Когда приговор был вынесен, Президент заявил, что судьбу Тимошенко решит реформирование уголовного законодательства, а именно декриминализация статей Уголовного кодекса, и даже внес соответствующий законопроект в Раду. Но депутаты-регионалы отказались декриминализировать статью, по которой Тимошенко была осуждена. Следующим «завтраком» был проект Уголовно-процессуального кодекса, однако и он в принятом виде не способствовал освобождению лидера оппозиции.

Теперь Президент и его помощники (А. Герман) говорят, что языковой закон имеет недостатки и в него надо внести изменения. Но сначала закон нужно подписать. Вот только разработка изменений поручена другим. Даже не правительству, а рабочей группе, которую Кабмин должен создать. Хотя какое отношение правительство имеет к этому? Ведь в Администрации Президента достаточно специалистов, которые проект могли бы разработать. Или, как минимум, возглавить такую разработку. Поэтому, если проект будет разработан в том виде, который не удовлетворит оппозицию, то Президент здесь ни при чем.

Можно со значительной уверенностью прогнозировать, что судьба изменений в языковой закон будет схожей с судьбой вопроса об освобождении Тимошенко.

Во-вторых, а мог ли Президент не подписать закон? Здесь можно долго анализировать, но давайте подумаем вот над чем. А если бы он наложил вето, те, кто выступал против закона, переметнулись бы в лагерь сторонников Януковича? Конечно, нет. Зато избиратели, которые поддерживают его сейчас, были бы разочарованы, а в Партии регионов начались бы шириться антипрезидентские настроения. То есть, ветировав закон, Янукович ничего не выиграл бы и только потерял сторонников. Зато подписав закон, он сохранил нынешнюю социально-политическую базу.

Так что Президент не мог не подписать языковой закон. Зато теперь, анализируя высказывания национально озабоченной интеллигенции (Кравчука, Жулинского, Скорик и др.) после встречи с Президентом, находишь в них новые нотки, а именно надежду на то, что Янукович посодействует внесению изменений в закон и принятию программы развития украинского языка. И даже если это не будет сделано (что наиболее вероятно), то виноваты будут другие (которым Президент поручил разработку). Таким образом начинается переориентация некоторых еще недавно убежденных противников Президента.