
Учёные, решившие описать математику движений «хвоста» (того, что на человеческой голове), не ждали славы, но она пришла, не обделив вниманием также и тех исследователей, которые открыли, почему кофе обычно проливается, если вы ходите с чашкой туда-сюда.
В общем, вы поняли — вручена 22-я Шнобелевская (Игнобелевская) премия. Напоминаем: лауреатов определяет редакция юмористического журнала «Анналы невероятных исследований» за достижения, которые «сперва заставляют людей смеяться и лишь потом — думать». Награждение проходит в Гарвардском университете (США). Это пародия на Нобелевскую премию, лауреаты которой станут известны в октябре.
Физик Реймонд Гольдштейн из Кембриджского университета (Великобритания) на самом деле не по своей инициативе взялся за «хвосты». Его попросила компания Unilever.
Разработав систему 3D-визуализации для наблюдения свойств отдельных волосков (курчавости, жёсткости и др.), группа г-на Гольдштейна решила затем математические уравнения, описывающие свойства пучка. Исследователи писали: «Мы обнаружили, что пучок волос вёл себя как простая пружина, когда сила, необходимая для его сжатия, была пропорциональна тому размеру, до которого вы его сжимали. Этот простой закон применим в отношении большого числа систем».
Г-н Гольдштейн отмечает, что на самом деле это могло бы пригодиться тем, кто, например, создаёт изоляционные материалы: «Если вы изготавливаете его из микроскопических волокон с определённой эластичностью и волнистостью, то вам хотелось бы знать, каковы свойства их макроскопического пучка. Насколько они оседают под действием силы тяжести с течением времени?»
Крэйг Беннетт, психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США), разделил с коллегами премию в области неврологии за магнитно-резонансную томографию (МРТ) дохлой рыбы. Перед этим он вместе с Эбигейл Бейрд из Вассар-колледжа отсканировал тыкву и цыплёнка табака, так что почившая сёмга казалось логичным следующим шагом. Учёные воссоздали картину мозга покойной с помощью обычных методов МРТ и внезапно получили сигнал.
Это говорит о том, что неврологам следует с осторожностью относиться к этой технологии, ибо при повторном сканировании повышается вероятность поймать случайный сигнал. «Представьте, что вероятность попадания в яблочко при игре дартс составляет 1%, — поясняет г-н Беннетт. — Если вы бросаете дротик один раз, шансы остаются на уровне 1%. Но если вы делаете это тридцать тысяч раз, вероятность соответствующим образом повышается. Это справедливо и для нейровизуализации: чем больше шансов получить результат, тем более вероятно, что вы его получите. Мы применили статистические методы для исключения такой случайности, но не все учёные пользуются ими при анализе нейровизуализации».
Анита Эрланд из Открытого университета (Нидерланды) получила «Шнобелевку» по психологии, обнаружив, что люди неверно оценивают высоту Эйфелевой башни, наклонившись тем или иным образом. Дело в том, что большинство из нас сознательно или бессознательно представляет себе числа в виде ряда, идущего слева направо. Соответственно, если заставить человека смотреть налево или направо, он будет бессознательно представлять себе числа поменьше и побольше. И в самом деле, когда добровольцев, стоявших на специальной платформе, слегка наклоняли влево (чего они не замечали, думая, что находятся в вертикальном положении), Эйфелева башня начинала им казаться меньше.
На Руслана Кречетникова из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США), удостоенного премии по гидродинамике, вдохновение снизошло на одной научной конференции при виде делегатов, осторожно передвигающихся с чашками горячего кофе. Наблюдения привели его к следующему открытию: размеры кофейных чашек таковы, что частота колебаний жидкости соответствует частоте шагов человека при нормальной ходьбе. Совпадение это или нет, но из-за естественной нерегулярности биомеханики ходьбы кофе выплёскивается.
На вручении г-н Кречетников признался, что совершенно не ожидал получить «Шнобелевку»: «Если честно, это вписывается в мои представления о том, какой должна быть наука — не без юмора. И действительно, проект, конечно, вышел весёлым. На свете много людей, которым интересны не только чёрные дыры, но и повседневные явления».
Г-н Беннетт тоже признался, что в его колдовстве над мёртвой сёмгой была изрядная доля лукавства, но проблема действительно серьёзная: «За год до нашей публикации около 30% МРТ-исследований не пользовались надлежащими статистическими методами коррекции анализа. Сейчас этот показатель составляет менее 10%, и нам кажется, что сёмга сыграла пусть небольшую, но заметную роль».
В этом году «Шнобеля» вручали пять лауреатов Нобелевской премии, в том числе Рой Глаубер (физика-2005), Джек Шостак (физиология и медицина-2009) и Эрик Маскин (экономика-2007).
Марк Абрахамс, редактор «Анналов невероятных исследований» и основатель премии, завершил церемонию традиционным: «Если вы не выиграли Шнобелевскую премию сегодня (и тем более если выиграли), не огорчайтесь — повезёт в следующем году».Guardian.
Политика модерации комментариев
Публикуя комментарии вы соглашаетесь со следующим: