Тщательное изучение древних итальянских артефактов отодвинуло появление в западном искусстве эффектных и очень символичных цветов с Ренессанса на римские времена.

Более того, по словам исследователей, популярность орхидей с приходом христианства даже ослабела — возможно, из-за ассоциаций с сексуальностью.

Причудливые формы и яркие цветы принесли орхидеям огромную популярность среди цветоводов, которая сохраняется по сей день. Во многих культурах орхидеи также имеют символическое значение из-за внешнего сходства с мужскими и женскими половыми органами. Само слово «орхидея» происходит от греческого названия тестикул.

Хотя эти цветы получают много внимания от биологов и экологов, их «фитоиконография» остаётся малоизученной. Несколько лет назад ботаник Джулиа Канева из Римского университета (Италия) взялась заполнить пробелы. Вместе с несколькими аспирантами она приступила к составлению базы данных итальянских артефактов с растительными мотивами: картин, текстиля, резьбы по камню. Затем учёные попытались определить, какие растения копировали художники.

К своему удивлению, они обнаружили, что изображения итальянской орхидеи (всего около ста видов) появились гораздо раньше, чем ожидалось. Искусствоведы вели отчёт с XV века, а группа г-жи Канева нашла их в резьбе по камню, относящейся к 46 г. до н. э., когда по приказу Юлия Цезаря в Риме был возведён Храм Венеры-Прародительницы. И по крайней мере три орхидеи замечены среди десятков других растений на Алтаре Мира, установленном императором Августом в 9 г. до н. э. Вероятно, художники хотели подчеркнуть тему возрождения и процветания общества после длительной гражданской войны.

В III–IV вв., когда стало ощущаться влияние христианства на искусство, орхидеи начинают исчезать. Г-жа Канева полагает, что в них усмотрели языческую символику. Лишь в эпоху Возрождения они снова приобретают популярность в качестве символа красоты и изящества.compulenta.ru