В нынешнем сирийском кризисе можно увидеть параллели с событиями, предшествовавшими падению Аккадской империи более 4 тыс. лет назад.

Около 2200 г. до н. э. в Аккаде разразилась засуха, и люди начали покидать городские центры. Власть потеряла нить управления, и могучая империя рухнула. До сих пор всё, что мы знали о кризисе урбанизации в Месопотамии конца III тыс. до н. э., опиралось на анализ керамики и изменений размеров археологических памятников, а также на сведения о методах фермерского хозяйства тех времён.

Но Эллери Фрам из Шеффилдского университета (Великобритания) и его коллеги добавили в копилку геохимические методы и магнитный анализ пород. Они изучили 97 обсидиановых орудий, найденных в Тель-Мозане и относящихся к разным периодам истории Месопотамии: самые ранние — ровесники Аккадской империи, самые поздние изготовлены через несколько столетий после её падения. В древности этот город, расположенный у подножия Таврских гор на северо-востоке Сирии, назывался Уркеш. Он был густо заселён в эпоху расцвета Аккадской империи.

Инструменты, произведённые ранее 2200 года до н. э., изготовлены из обсидиана, добывавшегося в шести местах Восточной Анатолии. Это разнообразие позволяет предположить космополитический характер Уркеша. По-видимому, город играл важную связующую роль между цивилизациями Эгеиды и среднего Евфрата.

Более поздние орудия происходят всего из двух местных источников, то есть кризис конца III тыс. до н. э. подорвал эти торговые связи.

«Вероятно, Уркеш обладал специализированной экономикой, отвечая на высокий спрос на некоторые товары — например, металлы из близлежащих гор, — полагает г-н Фрам. — Но климатические сдвиги и конец империи заставили его жителей переориентироваться на локальное производство и потребление, удовлетворяя собственные потребности и отказавшись от дальней торговли».

В чём же параллели с современной Сирией? «Некоторые археологи утверждают, что насилие и боевые действия положили конец ведущей экономической роли Аккада в регионе, — поясняет учёный. — После почти двух лет кровавой борьбы коллапс центрального правительства — реальность и в сегодняшней Сирии».

Кроме того, современное сельское хозяйство на северо-востоке Сирии в значительной мере опирается на осадки точно так же, как во времена Аккадской империи, и изменение климата уже делает своё дело: в последнее время регион пережил не одну суровую засуху.

«Тот, кто изучает прошлое, обладает уникальной возможностью предвидеть будущее, — отмечает г-н Фрам. — Что случится с городами, если государство падёт? Чем займутся горожане после краха инфраструктуры? Это тот случай, когда археология поможет улучшить будущее».compulenta.ru