80% граждан страны выражают неудовлетворенность качеством получаемого медобслуживания

Уже на протяжении нескольких лет украинские власти декларируют намерение ввести в стране обязательное медицинское страхование (ОМС) или страховую медицину.

Такая форма медобслуживания граждан в том или ином варианте действует во многих странах мира, в том числе экономически развитых, и положительно себя зарекомендовала. От государственного здравоохранения страховая медицина отличается, прежде всего, источником финансирования – в первом случае оно осуществляется исключительно из госбюджета, во втором – средства, необходимые для медицинской помощи населению, обеспечиваются на основе обязательных взносов всех субъектов экономики. При этом на законодательном уровне устанавливается единый для всех предприятий и организаций размер таких взносов. Это позволяет накапливать средства, необходимые для медобслуживания всех застрахованных лиц, включая и социально незащищенные слои населения.

В России ОМС действует с 1991 г и регламентируется законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с данным документом медстрахование является видом соцзащиты населения в сфере здравоохранения, гарантирующее ему предоставление медобслуживания как лечебного, так и профилактического.

Благодаря Президенту США Бараку Обаме, инициировавшему коренные преобразования в системе здравоохранения страны, все граждане государства с 2014 г будут охвачены обязательным медстрахованием.

Необходимость введения ОМС в Украине обусловливается, главным образом, тем, что, по данным заместителя председателя совета Лиги страховых организаций Украины  (ЛСОУ) Александра Залетова, 80% граждан страны выражают неудовлетворенность качеством получаемого медобслуживания, причем в прошлом году они израсходовали на лекарственные препараты 31 млрд грн – рост на 15% против 2011 г.

В настоящее время в Верховной Раде находятся два законопроекта об общеобязательном государственном медицинском страховании, 21 марта в украинский парламент внес законопроект, предусматривающий введение ОМС, депутат от Партии регионов Ярослав Сухий, а уже 5 апреля был зарегистрирован, и тоже парламентариями-регионалами, альтернативный документ (авторы: Владимир Дудка, Татьяна Бахтеева, Андрей Шипко, Антон Киссе, Светлана Фабрикант и Александр Биловол).

Коренное отличие законопроектов – в различной ведомственной подчиненности Фонда обязательного медстрахования. В документе В.Дудки этот орган подотчетен Кабмину, который утверждает его бюджет, а также методику образования тарифов на медобслуживание.

Данный документ вызвал резкую критику представителей страхового рынка, в частности, Александра Залетова, считающего, что его принятие ограничит взаимодействие государственного и частного секторов в медобслуживании граждан. Причина – возможная монополизация рынка со стороны Фонда обязательного медстрахования, поскольку законопроект не регламентирует функционирование сегмента добровольного медстрахования наряду с обязательным. В результате капвложения частных предпринимателей в охрану здоровья сократятся – частные медицинские учреждения, действуя в условиях страховой медицины, будут нести убытки.

В то же время, по словам А.Залетова, в настоящее время более 1,4 тыс украинцев имеют полисы добровольного медстрахования (ДМС) и их удовлетворяет качество медуслуг, получемых через посредство страховщиков. В соответствии с данными ЛСОУ, озвученными ее президентом Наталией Гудымой, удельный вес ДМС в системе украинского медобслуживания в прошлом году находился на уровне 1,1%, экономический сектор получил от данного сегмента страховой отрасли 0,5 млрд грн. Как заявляют представители страхового рынка, уровень проникновения ДМС только за один 2012 г увеличился с 2 до 3%.