Автономия Крымской республики - это многопрофильный и широкомасштабный инвестиционный проект, который требует серьезных вложений.

Обеспечение независимости Автономной Республики Крым потребует от России не просто финансовой помощи, но полноценного проекта по интеграции экономики полуострова в российскую экономику. Причем в первую очередь потребуется полная переориентировка инфраструктуры Крыма, пишет "Вести Экономика".

Основные риски

ЭНЕРГОСИСТЕМА - 0,5 МЛРД ДОЛЛ

Потребуются масштабные инвестиции, пока же энергосистема Крыма будет зависеть от Украины. Полуостров потребляет около 1200 МВт мощности, из них лишь 10% обеспечивается собственной генерацией.

На начальном этапе существует возможность подключения полуострова к энергосистеме Краснодарского края, недавние инвестиции в которою позволили этому региону стать энергопрофицитным.

Реализация проекта по прокладке подводного кабеля может стоить бюджету около 0,3-0,5 млрд долл. Однако необходимо отметить, что впоследствии вопрос о постройке собственных генерирующих мощностей в Крыму будет оставаться актуальным, новый проект может обойтись уже в 2 млрд долл, если сравнивать с аналогичными по объемам мощности проектами на территории России.

РАСХОДЫ НА ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА - 1 МЛРД ДОЛЛ

Для обеспечения работы бюджетной сферы Республике Крым требуется около 1 млрд долл. Согласно расчетам Минфина России, дефицит бюджета Крыма укладывается именно в эту сумму. И в случае признания независимости, при условии что Россия готова будет оказывать финансовую помощь, федеральный бюджет должен будет в месяц выделять около 70-80 млн долл для обеспечения работы правительства и выплат социальных пособий и пенсий.

ПРОВАЛ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА - 0,5–0,75 МЛРД ДОЛЛ

В том случае если ситуация в регионе продолжит оставаться напряженной, туристический сезон 2014 года для Крыма можно будет назвать провальным. Впрочем, последние годы также сложно называть удачными. Хотя, по официальным данным, этот сектор экономики генерирует лишь 6–8% от всего валового регионального продукта, необходимо учитывать, что именно туризм является основным источником доходов для населения.

Туристические услуги в Крыму практически полностью можно отнести к теневому сектору экономики, именно этим и объясняется плохая связь между статистикой и реальной ситуацией.

Если компенсировать и эти, возможно, выпадающие доходы, то сумма может составить от 500 млн до 750 млн долл.

ТРАНСПОРТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ - 1,4–3 МЛРД ДОЛЛ

Ключевым проектом для Крыма является строительство моста через Керченский пролив. Вице-премьер Автономной Республики Крым Рустам Темиргалиев, входивший в состав украинско-российской рабочей группы, заявлял, что стоимость моста может составить порядка 3 млрд долл, а само строительство займет не меньше пяти лет. В то же время, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, строительство моста через Керченский пролив составит минимум 50 млрд руб (1,4 млрд долл). Отнесем на курсовую переоценку.

Мост через Керченский пролив поможет сократить путь из украинского Херсона в российский Новороссийск на 450 км, а транспортный переход сможет обеспечить перемещение через Керченский пролив до 10 млн человек в год. По мосту также намерены перевозить сжиженный природный газ в железнодорожных и автомобильных цистернах. При этом ожидаемое увеличение доходных поступлений может составить 16,8 млн долл.

В случае присоединения Республики Крым к России объем дотаций может оказаться существенно выше предоставляемых Крыму Киевом. Выполнение всех бюджетных обязательств перед населением Крыма обходилось Киеву примерно в 2 млрд долл в год. Если же перевести все население полуострова на российские нормы бюджетного обеспечения, то объем дотаций может вырасти до 3 млрд долл, без учета различных целевых программ.