Итак, если вы все же решились на продажу своего бизнеса, то вас можно поздравить, как минимум, с тем, что отношение к своему собственному делу не как к неотъемной части жизни, а к активу с определенной стоимостью является чертой зрелого собственника, причем в хорошем смысле. Если вы захотели продать что-то масштабное, то добро пожалось на биржу - продажа предприятий. Там вы можете как выставить на продажу свой бизнес, так и купить другой.

Если мы говорим о продаже, причем о продаже именно крупного бизнеса, то в сделку надо вовлекать экспертов, которые также будут стоить затрат. Причем специалисты должны быть высококвалифицированными. Как правило, собственники крупных предприятий не раз совершали подобного плана сделки, поэтому у них должен быть и свой опыт. Другое дело, когда речь идет о продаже небольшого предприятия и человек сталкивается с этим впервые.

Увы, очень часто бывают ситуации, когда владелец бизнеса умом сознавая своевременность и необходимость продажи, не может смириться с тем, что его предприятие будет принадлежать кому-то другому. То есть он как бы готов продать предприятие, но не совсем. Нельзя быть "немножко беременной". Если вы решились на продажу и осознаете эту необходимость, то обратного пути и сомнений быть не должно.

Просто на подсознании такой продавец борется с собой, и вместо того, чтобы приложить усилия к будущей сделки, процесс идет на самотек, что тоже не очень эффективно и правильно. На каждый товар надо искать своего специфического покупателя, так как продать предприятие, это не продать хлеб или газету. Причем, вы заинтересованы в том, чтобы продать его максимально выгодно для вас. Владелец бизнеса должен посчитать весь доход предприятия, это первое, что будет интересовать потенциального покупателя, второе – продумать возможность экономии для будущего владельца, дать рекомендации по работе, описать возможные нюансы, которые могут возникнуть в ходе рабочего процесса, а также пути их решения. Вы должны максимально заинтересовать вашего будущего покупателя, описать достоинства предприятия, также перспективы развития, вашу проделанную работу. То есть человек должен понимать, за что он платит деньги. Явные недостатки надо устранять. Не надо их скрывать, так как если они всплывут, будет хуже для вас. Просто их надо максимально устранить и минимизировать возможность их возникновения вновь.