Стартер — это сериесный электродвигатель, служащий для проворачивания коленчатого вала при запуске двигателя автомобиля. Он имеет специальный механизм зацепления и устройство управления, служащие для включения тока и ввода шестерни в зацепление.

Стартер — потребитель электрической энергии, обладающий наибольшей мощностью. Мощность стартеров СТ-8 (автомобиль ГАЗ-63) и СТ-15Б (автомобиль ЗИЛ-157) — 1,8 л.с., а СТ-26 (автомобиль МАЗ-200) — 11 л. с.

Электрическая мощность определяется по формуле P=UхI. При малом напряжении в системе автомобильного электрооборудования (12 в) достаточная мощность стартера может быть получена за счет потребления большого тока в несколько сот ампер. А большой ток может быть получен лишь при малом сопротивлении цепи. Вот почему внутреннее сопротивление стартерных аккумуляторов, самих стартеров и соединительных проводов стремятся сделать очень малым. Обмотки (якоря и возбуждения), соединительные провода рассчитаны на прохождение (хотя и кратковременное) тока в несколько сот ампер и поэтому имеют большое сечение. Расстояние между батареей и стартером стремятся сделать возможно меньшим, чтобы соединительный провод получился короче. Включатель стартера, находящийся в этой цепи, по тем же соображениям нельзя выносить далеко в сторону (например, на щиток приборов в кабину), и его обычно располагают на самом стартере. Если при этом система передаточных рычагов от педали включения стартера в кабине до включателя на получается очень сложной (при большом расстоянии стартера от кабины), то вместо этих рычагов применяют дистанционное управление с помощью специальных реле (СТ-20Б на автомобиле ГАЗ-12 и СТ-21 на автомобиле "Волга"). Дистанционное управление стартером делают также для повышения комфортабельности автомобиля.

Устанавливаемый на автомобилях МАЗ и ЯАЗ стартер СТ-26 для получения достаточной мощности выполнен двадцатичетырехвольтовым, хотя все остальное электрооборудование автомобиля двенадцативольтовое. Для получения напряжения 24 в на автомобиле установлены две двенадцативольтовые батареи, которые при включении стартера соединяются последовательно, а все другое время соединены параллельно, обеспечивая в цепи напряжение 12 в. Переключение батарей и одновременное включение стартера производится специальным включателем ВК-30.

Чем сложнее электрическая схема включения стартера , тем, естественно, больше возможных неисправностей в них. Рассмотрим сначала возможные неисправности в СТ-8 и СТ-15Б с непосредственным включением, а затем — в стартерах с дистанционным включением (СТ-21) и, наконец, с переключателем батарей (СТ-26).