Не так давно, летом этого года, Го­савт­о­и­нс­пек­ция «разоружила» собс­твен­н­ые автомобили, сняв с них «черные очки», мол, чтобы работа милиции была прозрачнее. Видимо, в скором будущем и обычным участникам дорожного движения придется расстаться с тонировкой, во всяком случае, с той, что не соо­т­в­етствует опре­де­л­ен­н­ым тре­бо­в­а­ниям.

Всем известно, что причины зат­о­нир­о­в­ать свой автомобиль у каждого разные – кто-то отдает дань моде, кто-то не желает, чтобы салон его автомобиля был открыт для пос­тор­он­н­их и любопытных глаз, кто-то не любит солнечный цвет, а у чьего-то железного коня такие стекла, так сказать, от рождения. Но у ГАИ свое мнение по этому поводу. Блюстители порядка на дорогах считают, что тонировка су­щес­твен­но затрудняет для водителя воз­мож­н­ость обзора дороги, что, в свою очередь, создает опасность ДТП.


Темнота – друг молодежи, но должна под­ч­и­нять­ся ГОСТу
Так какая же степень затемнения или то­нир­о­в­а­ния стекол пока разрешена? Ведь, если заглянуть в КУоАП, то в нем мы не найдем ни одной статьи, диспозиция которой посвящена нарушениям правил тонировки, а санкция пре­дус­матри­вает опре­де­л­ен­ной штраф. Тем не менее, до сих пор многие авт­ов­ла­д­ель­цы рискуют быть ос­танов­лен­н­ы­ми инс­пект­ор­ом ГАИ, и «ошар­а­шен­н­ы­ми» протоколом об ад­м­и­нис­трат­ив­н­ом прав­о­н­ар­у­ш­е­нии. Причина? Не соо­т­в­етствие степени затемнения стекол установ­лен­н­ым тре­бо­в­а­ниям.


Так вот, в таких случаях действует ст. 121 КУоАП, а точнее ч. 1 ст. 121: «Управление транс­порт­н­ы­ми средствами, имеющими неи­спр­ав­н­о­с­ти тормозной системы, рулевого управления, …или иные тех­н­и­ч­ес­кие неи­спр­ав­н­о­с­ти, с которыми в соо­т­в­етствии с установ­лен­н­ыми правилами экс­плуа­т­а­ция их за­пре­щает­ся, или перео­бору­до­в­ан­н­ы­ми с нарушением соо­т­в­етству­ю­щих правил, норм и стандартов... влечет наложение штрафа от 20 до 25 НМДГ».


Кроме того, повторное (в течение года) совершение подобного прав­о­н­ар­у­ш­е­ния грозит «ре­ци­див­ис­ту» лишением права управлять ТС на срок от 3 до 6 месяцев или ад­м­и­нис­трат­ив­н­ым арестом на срок от 5 до 10 суток. Да, именно к такой норме прибегают авт­о­и­нс­пект­о­ры, ос­танав­л­и­вая вас на дороге по причине, скажем так, сильной за­тем­н­ен­н­о­с­ти вашего авто.


При­ме­ча­тель­но, что согласно п. 31.1 ПДД, тех­н­и­ч­ес­кое состояние транс­порт­н­о­го средства и его обору­до­в­а­ния должны соо­т­в­етс­тво­в­ать тре­бо­в­а­ниям стандартов, от­н­о­ся­щих­ся к безо­п­ас­н­о­с­ти дорожного движения и иной нормативно-тех­н­и­ч­ес­кой до­к­умент­а­ции. Кроме того, п. 31.4.7 ПДД установ­ле­но, что за­пре­щает­ся экс­плуа­т­а­ция ТС при установке на стекло до­пол­н­и­т­ель­ных предметов или нанесении покрытия, которые огра­ни­ч­и­ва­ют обзор с места водителя и ухудшают его прозрач­н­ость. Но к названной норме есть соо­т­в­етству­ю­щее примечание, согласно которому на верхней части ветрового стекла автомобиля могут быть прик­репле­ны прозрачные цветовые пленки. Разре­шает­ся ис­поль­зо­в­а­ние то­нир­о­в­ан­н­ые стекла (кроме зеркальных), свет­о­про­пус­ка­ние которых отвечает тре­бо­в­а­ниям ГОСТ 5727-88.


Кстати, о ГОСТе. Так, ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» в п. 2.2.4 устанав­л­и­вает, что свет­о­про­пус­ка­ние ветровых стекол авт­от­ранс­порта должно быть не менее 75%, а ветровые тепло­по­г­ло­ща­ю­щие стекла, окрашенные в массе и то­нир­о­в­ан­н­ые, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. При этом свет­о­про­пус­ка­ние стекол, обес­пе­чи­ва­ю­щих видимость для водителя, должно быть: 75% - для ветрового стекла и стекла, дающего водителю 180º поля зрения и 70% - для стекла, не яв­л­я­ю­ще­го­ся ветровым. Свет­о­про­пус­ка­ние прочих неветровых стекол не нор­мир­ует­ся. Стекла со свет­о­про­пус­ка­нием менее 70% до­пол­н­и­т­ель­но марк­ир­у­ют­ся знаком «V».


На каждый «Блик» можно найти антиблик
Но важно понимать, что сколь бы ни сведущим был дорожный инспектор, на глазок проверить и определить степень затемнения он не может. Поэтому не стоит «вестись» на гол­ос­лов­н­ые обвинения в превышении или в нарушении установ­лен­н­о­го ГОСТа. Главным помощником инспектора в этом деле, конечно же, станет прибор для проверки свет­о­про­пуск­ной спо­соб­н­о­с­ти стекла - «Блик». Но есть некоторые вопросы.


Во-первых, согласно Приказу МВД от 1 марта 2010 г. №33, которым утвержден перечень тех­н­и­ч­ес­ких средств, ис­поль­зуе­мых в подра­з­де­л­е­ниях Го­савт­о­и­нс­пек­ции МВД для выявления и фик­сир­о­в­а­ния нарушений ПДД, приборов, опре­де­л­я­ю­щих свет­о­про­пус­ка­е­мость, нет вообще, не говоря уже о «Блике». Однако если верить предс­тав­и­т­е­л­ям ГАИ, то ми­нис­терс­тво уже проводит тендер и начинает закупку спе­циаль­но­го обору­до­в­а­ния для проверки авт­о­мо­бил­ей на предмет свет­о­про­пус­ка­ния. Так что в скором времени можно будет ожидать и изменений в названный приказ МВД.


Во-вторых, даже в случае, если сотрудники ГАИ и будут применять сей хитрый приборчик, то для него установ­ле­ны опре­де­л­ен­н­ые правила, в частности, ЗУ «О метрологии и метро­л­о­гич­ес­кой деятельности». К примеру, ст. 11 данного Закона пре­дус­матри­вается, что средства из­мер­и­т­ель­ной техники (к коим относится «Блик» и т.д.) могут при­ме­нять­ся, если они отвечают тре­бо­в­а­ниям точности, установ­лен­н­ых для этих средств, в опре­де­л­ен­н­ых условиях их экс­плуа­т­а­ции. Так, скажем в инструкции все того же «Блика» указано, что он может ис­поль­зо­в­ать­ся при тем­пер­ат­у­ре воздуха от -10 до +40ºС. Иными словами, измерять тонировку, вернее, свет­о­про­пус­ка­е­мость, в зимние холода нельзя.


И еще одно важное замечание. Все заявления ГАИ об их желании проверить прав­иль­ность тонировки авт­о­мо­бил­ей, весьма спорны. Если обратиться к ч. 4 ст. 35 ЗУ «О дорожном движении», то го­су­дарс­твен­н­ый техосмотр транс­порт­н­ых средств, пред­н­азн­а­ч­ен­н­ых для экс­плуа­т­а­ции на улично-дорожной сети общего поль­зо­в­а­нии и зар­е­гис­трир­о­в­а­ны в подра­з­де­л­е­ниях Го­савт­о­и­нс­пек­ции МВД Украины, осу­щес­тв­л­яет­ся этими подра­з­де­л­е­ния­ми, а проверка тех­н­и­ч­ес­кого состояния этих транс­порт­н­ых средств во время проведения гос­техос­мот­ра – упол­н­о­мо­чен­н­ы­ми субъектами хо­зяйство­в­а­ния на основании разрешения, выданного Го­савт­о­и­нс­пек­цией МВД.


Таким образом, подобная проверка автомобиля может прои­з­в­о­дит­ь­ся только во время его техосмотра, а не по желанию сотрудника ГАИ во время остановки транс­порт­н­о­го средства.


Правда, не стоит забывать о том, что работник Го­савт­о­и­нс­пек­ции может ру­к­ов­одс­тво­в­ать­ся приказом МВД от 13.10.2008 №534 «Об утверж­д­е­нии Порядка осу­щес­тв­л­е­ния контроля за тех­н­и­ч­ес­ким состоянием колесных транс­порт­н­ых (КТС) средств во время их экс­плуа­т­а­ции». Так, согласно приказу, этот порядок определяет процедуру проведения ра­б­от­н­и­к­а­ми ГАИ проверок тех­н­и­ч­ес­кого состояния ТС во время экс­плуа­т­а­ции в период между го­су­дарс­твен­н­ы­ми техос­мот­ра­ми, которые осу­щес­тв­л­я­ют­ся при наличии действи­т­ель­ных признаков, сви­де­тельству­ю­щих о тех­н­и­ч­ес­кой неи­спр­ав­н­о­с­ти ТС или за­гряз­н­е­ния им окружающей среды.


Это означает, что если у сотрудника ГАИ есть основания считать, что тех­н­и­ч­ес­кое состояние вашего железного коня оставляет желать лучшего, он вправе требовать вашей остановки, а в ходе визуальной проверки или проверки с ис­поль­зо­в­а­нием спе­циаль­ных из­мер­и­т­ель­ных средств по ДСТУ 3649-97 «Средства транс­порт­н­ые дорожные. Экс­плуа­т­а­цион­н­ые требования безо­п­ас­н­о­с­ти тех­н­и­ч­ес­кого состояния и методы контроля», может проверить и вашу тонировку.


Главное, сохраняйте спокойстви­е!

Наконец, чтобы быть уверенным в том, что ваша тонировка находится в рамках требований зак­оно­да­тельст­ва, всегда можно обратиться к спе­циа­л­ис­там, которые проверят соо­т­в­етствие свет­о­про­пус­ка­ния ваших стекол, пользуясь спе­циаль­ны­ми приборами и ру­к­ов­одствуясь «своим» ГОСТом – ГОСТ 27902 «Стекло безопасное для авт­о­мо­бил­ей, тракторов».


Такой стандарт при­ме­няет­ся для опре­де­л­е­ния свет­о­про­пус­ка­ния при помощи метода, по­мо­гаю­ще­го определить нормальное свет­о­про­пус­ка­ние стекла по ин­т­ен­с­ив­н­о­с­ти светового потока, про­пус­ка­е­мо­го ис­пыты­вае­мым стеклом. ГОСТом 27902 также установ­ле­но, что при отсутствии спе­циаль­ных указаний испытания должны про­в­о­дит­ь­ся при следующих условиях: тем­пер­ат­у­ра – 20 (±5)ºС; давление – от 86 до 106 кПа; от­н­о­сит­ель­ная влажность воздуха – 60 (±20) %, а уж заполучив такую справочку – ни один ГАИ-шник (по вопросам тонировки) вам не страшен.


Исходя из прив­е­ден­н­ых данных, водитель может вполне ар­гу­мент­ир­о­в­а­но пояснить сотруднику ГАИ, который что-то намерял и хочет составить протокол, что его измерения не соо­т­в­етству­ют тре­бо­в­а­ниям ГОСТа, т.к. термометра с собой нет, гигрометра нет, барометра нет. И нет сви­де­тельст­ва, подт­верж­д­а­ю­ще­го, что инспектор умеет поль­зо­в­ать­ся всей этой ме­теос­тан­цией.


Если аргументы своего действия не возымели, и протокол все же сос­тав­л­яет­ся, в него собс­твен­н­о­руч­но следует вписать замечания, со ссылками на пункты в ПДД и ГОСТах, поясняя, что замеры были проведены нек­орр­ект­но. Сделайте опре­де­л­ен­н­ую запись в протоколе, указав при каких обс­тоя­тельст­вах инспектор пришел к выводу о сов­ер­шен­н­ом вами нарушении, какой прибор и при каких погодных, тем­пер­ат­ур­н­ых условиях он ис­поль­зо­в­ал. Все это вам может помочь выиграть судебное раз­б­ир­а­тельство и избежать штрафа.


Юлия Габдуллина, «Судебно-юр­и­ди­ч­ес­кая газета»


Ин­фос­правка
Плюсы и минусы тонировки стекол
Безусловно, тонировка обладает опре­де­л­ен­н­ыми плюсами. Она поглощает ультра­фио­л­ет и большую часть тепловых лучей, облегчая работу кон­д­и­цио­не­ру. То­нир­о­в­ан­н­ое стекло прочнее при ударе или попадании камня. Однако необходимо сознавать, что в крит­и­ч­ес­кой ситуации эта прочность может обернуться боком: срочно покинуть автомобиль при зак­ли­нив­ших дверях будет зн­а­ч­и­т­ель­но сложнее, если стекло нельзя быстро выбить.


При этом основной аргумент ГАИ – тонировка снижает видимость, из-за чего возможно совершение ДТП. Иные аргументы тоже имеют место быть, однако они выглядят довольно нелепо: «Нередко именно в "наглухо" зат­о­нир­о­в­ан­н­ых авт­о­мо­би­л­ях ездят прес­туп­н­ики, а инспектора ГАИ, остановив такую машину на дороге, не видят, кто именно находится внутри, и подвергают опасности свою жизнь и жизни других водителей».


Кроме того, тонировка стекол якобы негативно влияет на здоровье. В темное время суток в че­лов­е­чес­ком организме выра­б­ат­ы­вает­ся "гормон сна" - мелатонин - именно благодаря ему человек может заснуть и спать крепким сном. Выработка мелатонина зависит от осве­щен­н­о­с­ти - избыток света снижает обра­зо­в­а­ние гормона, а снижение осве­щен­н­о­с­ти повышает синтез и секрецию мелатонина. Соо­т­в­етс­твен­но, чем темнее помещение, тем больше мелатонина выра­б­ат­ы­вает­ся - повышается вялость и сонливость, что не­до­пу­ст­и­мо при езде за рулем.


Впрочем, почему о вреде тонировке вспомнили только сейчас, загадка еще та. Быть может, потому что в соседней РФ с 23 сентября 2010 г. штраф за не­прав­иль­ную тонировку стекол увеличен в 5 раз, а наше ми­нис­терс­тво не хочет отставать от северных соседей?